Антон Котов, выпускник САФ(21.02.2017)
Размышления на не заданную тему или 35 абзацев
Чем я могу поделиться с нынешними студентами САФа? Что бы помогло мне принять верные решения, если бы я сейчас учился на факультете? С момента моего выпуска с факультета прошло почти 12 лет, а с момента окончания МВА во Франции - почти 10. Наверняка я научился чему-нибудь за это время, чем мог бы поделиться с новым поколением сафовцев.
Читать дальше
Я сразу подумал о нескольких заметках, которые я делал для себя после окончания МВА, но вспомнил, что уже делился этими размышлениями на страницах журнала БМБШ ИГУ ''Мастер'' в 2006 и 2008 году (печатные версии журналов хранятся в библиотеке САФ, электронные версии на сайте бизнес-школы http://www.buk.irk.ru/master/) . По большей мере, эти наблюдения касались поиска работы и начала карьеры. Не думаю, что кто-то из читающих это эссе их помнит, поэтому приведу их краткой строкой, так как они могут быть полезной пищей для размышлений для будущих выпускников, задумывающихся о карьерных опциях и путях их реализации. После этого, пущусь в более подробные размышления о недавно усвоенных ''уроках'', назовем их так. Хотя вполне возможно, что среди новых заметок окажутся и очень хорошо забытые старые, как это часто бывает.
Часть первая. Кратко о ''Старых уроках'' (в большей мере, о начале корпоративной карьеры).
Правило трех желаний. После выпуска из бизнес-школы мечтания молодых карьеристов обычно располагаются в трех плоскостях: великолепная зарплата, невероятно интересное содержание работы, и прекрасное место (компания или город мечты). Совет: определитесь в двумя основополагающими для вас приоритетами, так как скорее всего, одним из трех на первом этапе придется поступиться.
Правило трех переменных. Многие МВА студенты идут на программу с целью поменять всё в своей профессиональной жизни: индустрию, функциональную отрасль, географическое место работы. Совет тот же: скорее придется поступиться одним измерением. Для простоты, определитесь заранее, каким.
Выбор работы. Карьерные пути выпускников бизнес-школ (за исключением желающих работать в государственных структурах или некоммерческих организациях) ведут либо в индустрию, либо в банковскую сферу, либо в консалтинг. Помня обо всех вытекающих последствиях, таких как зачастую 16-часовой рабочий день в последних двух отраслях, лучше принимать решение, куда податься, как можно раньше.
Компенсация. Следующее правило, хоть и не без исключений, звучит довольно просто: чем более интересная индустрия, чем менее интересная заработная плата. По крайней мере в Европе, производители, скажем, полиэтилена или клея платят лучше, чем гостиничные сети или авиалинии.
Выбор функции. Этот нелегкий вопрос предстоит выпускникам, избравшим своим карьерным путём индустрию. Финансы, маркетинг, стратегия, продажи, управление персоналом, логистика или производство. С выбором стоит определиться на берегу. В помощь приходят представления в вашем идеальном рабочем дне. Вы проводите его за подготовкой PowerPoint презентаций, расчетов моделей в Excel, или на встречах с клиентами? Если ответ на этот вопрос очевиден, то также очевиден будет выбор между отделами маркетинга, финансов и продаж.
Выбор компании и ее размера. Если ваш выбор индустрия, и вы не собираетесь открывать собственное дело, скорее всего, вам предстоит работать в компании, большой или маленькой. Правило размера компании, тоже незамысловато: чем больше корпорация, тем меньше ваше место в ней, а также возможность что-то изменить. Многие выпускники стремятся работать в транснациональных корпорациях, не до конца понимая, что такие компании являют собой огромные, хорошо (ну или не очень) отлаженные машины, в которых молодые специалисты могут поначалу почувствовать себя винтиками. Безуспешные попытки поменять что-то могут оказаться довольно болезненными.
Сотрудники присоединяются к компаниям, но уходят от начальников. Как ни печально, это чистая правда, проверенная опытом многих моих друзей и коллег. Выбор непосредственного начальника может оказаться как и благословением, так и карой. Все те мои знакомые, кто менял место работы, уходили из компаний именно по причине неудовлетворенности начальством.
Тупиковые позиции. Помимо начальников-монстров, причиной карьерной стагнации могут служить так называемые ''тупиковые позиции'', которые не ведут к карьерному росту. Совет: проверьте, куда двигаются люди с той позиции, которую вы планируете занять.
Нетворкинг. Золотое правило нетворкинга (построения сети полезных профессиональных контактов) звучит так: когда нужно активировать сеть контактов, слишком поздно ее создавать. Проверено на деле: завязывать полезные связи нужно заранее, когда, кажется, они не так и нужны.
Недооцененная сила сети выпускников. Удивительно, насколько игнорируется студентами и молодыми выпускниками возможность получить полезные советы, контакты, а подчас и работу через бывших выпускников, которые практически всегда готовы помочь молодым коллегам по альма-матер.
Правило 7 резюме. По крайней мере для МВА-позиций в Европе, оно гласит: из семи разосланных резюме, одно приводит к интервью. Одно из семи интервью ведет к предложению по работе. Не сложно подсчитать, что для получения предложения по работе, в среднем, нужно отослать около пятидесяти резюме.
Резюме как история. Рекрутеры международных компаний просматривают сотни резюме каждый день. Рекомендация, которую я то и дело слышал от коучей и рекрутеров говорит, что если ваше резюме рассказывает некую историю о вас (нежели чем просто перечисляет факты и достижения), оно существенно увеличивает ваши шансы на интервью.
Активное слушание. Итак, ваше резюме сработало и вы приглашены на собеседование. Вы прекрасно подготовлены, ответы на 30 самых часто задаваемых на интервью по найму на работу вопросов (можно погуглить) подготовлены. Главное, что вам пригодиться во время интервью, - это один ценный навык, он называется ''активное слушание''. Это именно то, что (из моего опыта интервьюирования пару сотен кандидатов на работу) отличает блестящих кандидатов от просто интересных. Когда первые слушают своих интервьюеров, они не думают, какой вопрос они зададут после того, как собеседник закончит говорить. Они именно слушают и в полной мере реагируют на каждое утверждение или вопрос.
Проактивный подход к интервью. Не говоря о том, что каждое собеседование нуждается в так называемом ''фоллоу-апе'' после встречи (вечерний и-мейл с благодарностью за уделенное время и надеждой на следующую встречу), идеальным является подход, когда кандидат не просто приносит своё резюме и усаживается с видом ''ну поспрашивайте меня'', а приходит с рядом идей и предложений о том, какой вклад в компанию он может привнести. Создать работу для себя, я не просто занять вакантную позицию - вот высший пилотаж.
Три ''почему''. Наконец, постарайтесь ответить для себя на три вопроса (и обосновать это на собеседовании с рекрутёрами): почему вы нужны именно им, почему вы нужны им, и почему им нужны именно вы.
Часть вторая. Новые, а также хорошо забытые уроки, прописные истины и прочие наблюдения. Итак, интервью пройдены, работа мечты получена, вы работаете в компании 10 лет, получив несколько повышений. Это произошло со мной, когда в 2007 я начал работать в штаб-квартире французского гиганта в области электрификации и индустриальной автоматизации Schneider Electric в Париже в должности Лидера Стратегических Проектов в одном из бизнес-юнитов. После двух лет работы, я получил повышение в должность Директора по Оптимизации Бизнеса в Европе того же бизнес-юнита. Год спустя, я перешел в отдел Корпоративной Стратегии, где проработал 4 года, а в 2014 году занял позицию Вице-Президента по Стратегии для Глобальных Ключевых Клиентов и Сегментов. Какими размышлениями я могу поделиться с нынешними студентами на данном этапе моей карьеры?
Время. Это, вне сомнения, самый ценный ресурс. Если деньги, власть, даже, в конце концов, здоровье можно потерять и заново обрести, растратить и преумножить, то время движется только в одном направлении, и его становится всё меньше. Ничто не способно добавить его, и именно поэтому оно настолько ценно. В этом контексте вечное преобладание ''срочного'' над ''главным'' становится бичом современной корпоративной, и даже личной жизни. Это так по-человечески: ставить в приоритет неотложные дела. На то они и неотложные. Но именно они и начинают оккупировать всю нашу жизнь, не оставляя ни единого шанса ''главным'', которые, я думаю, вы согласитесь, как правило, терпят отлагательств. Урок, усвоенный мной за 12 лет корпоративной карьеры прост: то, что не становится приоритетом, никогда не будет сделано. Блестящий слоган одной из спортивных компаний укоризненно напоминает: ''Вчера ты говорил ''завтра''. Лучше и не скажешь. Чтобы заняться ''главным'', а не ''неотложным'' надо найти поводы, а не оправдания.
Улыбка. Возможно, один из лучших уроков, который ни раз пригодился мне в моей корпоративной жизни был усвоен в самом начале моей карьеры, когда я работал Руководителем Отдела Маркетинга в Байкал Бизнес Центре в Иркутске 12 лет назад. Я помню, как с моей коллегой по отделу мы сидели в офисе Генерального Директора Веры Александровны Шерешковой. Мы были полностью загружены текущими проблемами, многое что не ладилось с другими департаментами и, казалось, всё против нас. Откровенно говоря, мы были демотивированы и жаловались. Никогда не забуду, как после нашей тирады жалоб и возмущений, Вера Александровна взяла паузу и сказала ''Ребята, мы же ведь всегда улыбаемся?'' О сколько раз потом, много лет спустя, на сложных встречах, переговорах и совещаниях во Франции, Америке, Бразилии, Гонконге, Японии, где бы то ни было, меня спасала эта улыбка. Я говорю абсолютно не о фальши или лицемерии. Этот урок очень прост: в огромном корпоративном мире, где профессионализм является залогом успеха, а твои переживания, причитания и жалобы не волнуют никого, ты всегда сам за себя. Несмотря на то, насколько несправедливой ни казалось бы ситуация и как бы ни хотелось бы взорваться от возмущения.... в больших корпорациях ''мы всегда улыбаемся''.
Реактивность и рассудительность. Еще один урок был преподан мне пару лет назад моим руководителем, Старшим Вице-Президентом по Корпоративной Стратегии китаянкой Кариной Хо. В корпоративной жизни я очень часто старался быть как можно более эффективным, никогда не ''задерживать процесс'' (что особенно ценно в довольно медленно принимающих решения корпоративных структурах, таких как Schneider Electric). Моя эффективность также выражалась в реактивности: я принимал решения довольно быстро, отвечал на и-мейлы с такой скоростью, что, как мне казалось, был эталоном оперативности. Каково же было моё удивление, когда на ежегодной оценке моей деятельности, Карина резюмировала: ''Антон, ты слишком оперативен. Порой надо ''дать пыли улечься'' (let the dust settle)''. Этот восточный подход к принятию решений, не раз меня выручал с тех пор.
Когда хочется вспылить. Более операционное применение предыдущего принципа выражается в еще одном полезном уроке. Нередко мы получаем сообщения или звонки, которые выбивают нас из колеи, возмущают, вводят в гнев в силу тех или иных причин, так и подмывают написать грозный, а то и гневный, изобличающий ответ возмутителю, поставив к тому же кучу людей в копию. Именно в тот момент, когда больше всего хочется отправить такой ответ, единственное верное решение - такой ответ не отправлять. ''Дать пыли улечься''. С уверенностью могу сказать, что на следующее утро черновик письма будет пересмотрен на 90 - 100%.
Непредсказуемость и смена ролей. Простой урок, повторяющийся из года в год: в современном мире всё непредсказуемо. Никогда не знаешь, кто будет твоим начальником, подчиненным, партнером или клиентом. Все в какой-то момент могут поменяться ролями. Выстраивать взаимоотношения со всеми из вышеперечисленных стоит, принимая это во внимание.
Учиться, учиться и еще раз учиться. Я полагаю, что постоянное желание узнавать что-то новое, повышать свою квалификацию, улучшать существующие и приобретать новые навыки - это залог развития (не только саморазвития, но и карьерного развития тоже). Именно поэтому спустя 5 лет после окончания МВА, я попросил своё руководство о возможности пройти программу Executive Education в London Business Schools, что было незабываемым и обогащающим опытом. Еще ровно 5 лет спустя, я обратился к начальству с предложением отправить меня на программу в Harvard Business School, которую мне посчастливилось закончить в декабре 2016 года. Об обогащении и незабываемости этого опыта не стоит и говорить. Я убежден, что учиться никогда не поздно.
Умение говорит ''нет''. Очередная прописная истина, скажете вы, и я соглашусь. Однако, на деле она не давалась мне много лет и подчас не дается и сегодня. На мой взгляд, это умение особенно полезно при общении с людьми, которые пытаются использовать тебя исключительно в своих целях, и подчас скрываются под маской ''друзей''. Они, как вампиры, высасывают наше время и при отсутствии умения сказать ''нет'', отберут его без остатка. Порой сказать ''нет'' необходимо и вышестоящему руководству, хотя здесь ситуация может выглядеть несколько сложнее, особенно если руководство не принимает ''нет'' за ответ и будет всё равно настаивать на своем (уверен, многим попадались или будут встречаться на пути упрямые начальники). Здесь в ход идет приём, который, как я припоминаю, успешно использовала моя бабушка. Он заключается в том, чтобы, не вступая в бессмысленный и бесконечный спор, согласиться, но ничего после этого не сделать. Как показывает моя скромная практика, приём прекрасно работает и в корпоративных обстоятельствах.
Четвертый сценарий. Конфликты, большие или маленькие, а также просто ситуации, где мнения участников не совпадают - неотъемлемая часть нашей жизни, корпоративной или частной. Как правило, исход выражается одним из трех весьма логичных вариантов: win-win, в котором в выигрыше остаются обе стороны (идеальный, но, к сожалению, малораспространенный вариант), win-lose, когда один выигрывает за счет поражения другого, или lose-lose, когда в проигрыше остаются оба. Примечательно, что многие (включая меня до недавнего времени) не подозревают о существовании четвертого сценария. Он называется ''no deal'', когда стороны не ищут разрешения ситуации, а просто уходят от нее. Оставить конфликтную ситуацию неразрешенной для многих из нас покажется недостойным, мы предпочтём сражаться, ломая копья, за win-lose или, в лучшем случае, наматывать круги, пытаясь прийти к win-win. Для меня, no deal всё чаще становится самым простым выбором.
Цинизм и скепсис. Уверен, все мы замечали, что с определенной частотой в круге нашего общения встречаются циники. Удивительно, с какой легкостью у них получается свести на этот насмешливый, циничный, затем издевательский, а возможно и оскорбительный тон всех окружающих, даже тех, кому циничная манера поведения совсем не присуща. Я также замечал, что порой поначалу светлые, окрыленные чистыми (хотя возможно иногда и слегка наивными) идеями люди обрастают толстым слоем скепсиса и цинизма по мере развития их корпоративный карьеры. Действительно, съехать на циничный тон довольно легко, особенно если все вокруг его уже взяли. Но нужно ли? В минуты, когда скепсис начинает набирать обороты, я возвращаюсь к мыслям из ''Маленького Принца'' Антуана Де Сент-Экзюпери, одной из моих любимых книг, и стараюсь разбудить в себе ребенка. Я убежден, что не терять способность радоваться и удивляться - это один из основополагающих кирпичиков счастья, а также средство того, чтобы просто сделать наш мир немного добрее.
Замедлиться, чтобы двигаться быстрее. Slow down to move faster - так звучит еще одна прописная истина, которую я когда-то услышал от своего начальника. При проверке на практике, оказывается, что она работает. В сегодняшнем мире темп нашей жизни всё больше набирает обороты и кажется, что если не перейти в бег, ничего не успеешь. Знакомый многим из нас синдром ''белки в колесе'' может привести к печальному исходу из злой шутки, гласящей: ''колесо всё крутится, а белочка мертва''. Единственный возможный выход из этой ситуации - замедлиться и восстановить дыхание, чтобы затем успеть больше.
Культура съедает стратегию на завтрак. Это одна из самых часто упоминаемых фраз, которые я встречал в презентациях на многочисленных конференциях по стратегии, которые я посещал за последние несколько лет. С момента начала моей работы Директором по Корпоративной Стратегии, мне довелось выступать на семинарах о Стратегии и её реализации в Лондоне, Амстердаме и Дубае, и разговор об успешной имплементации стратегии - вне зависимости от континента - всегда упирался в корпоративную культуру компании. Урок, извлеченный и из моего опыта в корпоративной стратегии, простой: какой бы гениальной ни была стратегия, если она идёт в разрез с культурой, установившейся в организации, она обречена на провал.
Культурные различия: персики и кокосы. Раз уж разговор зашел о культуре, нельзя не упомянуть о межкультурных различиях, которые я много раз замечал, работая с коллегами из разных стран. Особенно интересной и полезной мне кажется модель, описывающая различия между культурами с помощью аналогии с двумя фруктами. Она утверждает, что люди из ряда определенных культур (к которым принадлежат, к примеру, англичане, французы или американцы) похожи на персики: они очень мягкие и располагающие к себе снаружи, однако, когда дела доходит до сердцевины, пробиться через косточку и достучаться до ''ядра'' в общении становится существенно тяжелее. Другие же (включая, к примеру, русских) похожи на кокосы: очень жесткие и закрытые снаружи. Расколоть кокос очень сложно с самого начала. Однако, если получилось это сделать, то внутри вас ожидает полость со сладким соком, которая является метафорой полного расположения и доверия. Любопытно, что, если определить, к какому типу относится тот или иной человек, выстраивать общение с ним станет намного легче.
Моя вторая Родина. Пять лет назад я получил французский паспорт. Что это значит? Помимо стереотипов о том, что, как и каждый француз, я должен начинать свой день с круассанов и багета, французское гражданство обязывает, как минимум, к трём вещам. Первое: жаловаться на всё, что только можно. Несмотря на то, что французы живут в целом довольно непринужденно и не особо напрягаются чем-либо в повседневной жизни, пожаловаться на что-нибудь и высказать своё возмущение является чуть ли не национальным спортом. Второе: иметь на всё собственное мнение. Это может быть любой вопрос из сферы собственных знаний или из области, о которой вы не имеете ни малейшего представления, но не иметь своёго мнения по каждому пункту является чуть ли не преступлением. Наконец, третье: никогда не показывать своё благосостояние. Как говорят французы, ''vivons heureux - vivons cache'' (''живем счастлично - живем скрыто''). Это обстоятельство идет вразрез с типично русским менталитетом, но каким бы странным оно не казалось, я нередко встречаю наших Старших Вице-Президентов (зарабатывающих десятки тысяч евро в месяц) добирающимися на работу в метро, и с часами Swatch на запястьях.
История про лягушку, которая сварилась. Результаты любопытного и широко известного эксперимента хорошо описывают и человеческую реакцию на изменения. Эксперимент заключается в том, что если бросить лягушку в кастрюлю с кипящей водой, она моментально выпрыгнет и спасётся. Однако, если положить её в воду комнатной температуры и постепенно увеличивать огонь до момента кипения, лягушка сварится. Удивительно, насколько подобное плавное ''увеличение температуры'' в нашей жизни заставляет нас на первых порах адаптироваться, а потом и ''вариться'' в кипятке обстоятельств, не замечая, что точка кипения уже пройдена.
Путешествия. Очередная широко растиражированная фраза утверждает, что путешествия - это единственная трата денег, которая делает нас богаче. Я согласен с этим на все 100%. На момент написания этой заметки, я побывал в 97 странах мира и с уверенностью могу сказать, что был бы абсолютно другим человеком, если бы всю свою жизнь не выезжал за пределы одной страны. Сейчас я чувствую себя почти в 100 раз ''богаче'', так как все мои путешествия - это моменты бесконечного культурного обогащения. Мой совет прост: если у вас есть возможность, путешествуйте и открывайте новые места! Новые шубы износятся, новые модели авто станут старыми. Новизна открытий городов и стран не пропадает никогда. Новая стиральная машина или телевизор когда-то выйдут из строя. Незабываемые впечатления от путешествий останутся с вами навсегда.
Гиперподключённость. Не секрет, что в современном мире мы обречены на так называемую гиперподключённость - мы постоянно подсоединены ко всемирной паутине, можем в любой момент времени списаться по WhatsApp с любым человеком на другом конце света, дожны отвечать на и-мейлы в течение одних суток, что уж говорить о постоянной необходимости получать новости и ''обновления'' из социальных сетей. Цена этой вечной подсоединённости - время, съедаемое нашими гаджетами и дивайсами, которые теоретически предназначены для того, чтобы помочь нам его экономить. Не будем кривить душой, что еженедельно не созидательное времяпрепровождение на фейсбуке подчас измеряется не минутами, а часами. Пару лет назад, в течение летних каникул, когда я чистил свою почту на Gmail, я увидел сообщение от Google, которое меня поразило и заставило задуматься. Оно звучало так: ''Now you have caught up with everything'' (что-то вроде ''теперь вы расправились со всеми текущими делами''). В первую минуту я испытал чувство глубоко удовлетворения - спустя много месяцев стараний, я наконец-то ответил на все непрочитанные и-мейлы и принял все приглашения в LinkedIin, но в то же время я подумал: ''А нужно ли ''расправляться'' со всеми текущими делами? А надо ли пытаться всё успеть?'' Что за тем моментом, когда мы с большой удовлетворённостью have caught up with everything? Наверное, там наступает какая-то пустота.
Быть и казаться. Еще одно мое наблюдение также касается социальных сетей, так как, на мой взгляд, они за последнее десятилетие во многом изменили то, как люди на всей планете проводят свое свободное время. Как мне кажется, главная эпидемия, порождённая социальными сетями, - это бесконечная жажда тщеславная, назовём её так. В век фейсбука и особенно инстаграма, так популярного сейчас в России, складывается впечатление, что главное предназначение ''хвастограма'' (как его метко окрестили) - это создавать иллюзию благополучия и успешности, даже если реальность гораздо мрачнее. Откуда берётся эта тяга к идеализированию собственной жизни перед друзьями и контактами в социальных сетях? По-видимому, за ней стоит нечто большее, чем простое хвастовство. Даже привычка французов не выставлять свое благополучие напоказ, о которой я писал выше, пасует перед недавно выработанным инстинктом выставить свою жизнь в лучшем свете, чем на самом деле, несмотря на чреватость вызвать зависть или усмешки. Печально, что эта тенденция поощряет нас ''казаться'', а не ''быть'' теми, кто мы есть на самом деле, когда хотелось бы совсем наоборот.
Главное - только захотеть. Я убежден, что знаменитая фраза из ''Алхимика'' Пауло Коэльо о том, что главное - это просто всем сердцем очень захотеть чего-то, и если это желание искреннее и чистое, то вся вселенная будет способствовать достижению этой цели. Как бы фантастично это ни звучало, из опыта последних десяти лет, я прихожу к выводу, что это вполне возможно (конечно, если мы не говорим об абсолютно абсурдных желаниях). Лично для меня, в текущем периоде моей жизни главная проблема представляется не в том, как осуществить имеющиеся цели, а в том, как узнать, чего захотеть. А вы имеете довольно конкретное представление о ваших жизненных целях? Найдется ли у вас к кармане какая-нибудь мечта? Насколько искренне и сильно ваше желание, чтобы вселенная стала вам помогать? Давайте признаемся себе, что порой мы лишены этой конкретики, которая позволила бы нам сформулировать и задать направление нашей жизни. А без такого вектора, мечтам сбываться гораздо сложнее...
Открыть сердце трем вещам. В какой-то телепередаче, один итальянский деятель искусства преклонного возраста сказал, что когда-то он получил поздравление с днём рождения с пожеланиями, которые были для него лучшими из возможных. Они звучали так: ''Желаю тебе всегда держать свое сердце открытым искусству, природе, и любви''. Меня также очень вдохновило это пожелание, которому я стараюсь следовать. Что это значит для меня? ''Искусство и креативность''. Как давно вы были в театре, музее или на выставке в последний раз? Читаете ли вы книги (нет, не журналы, не новости, а именно книги)? Создавали ли вы что-то недавно? Приходилось ли вам недавно писать стихотворение или картину, музыку или историю? Пробовали ли вы? Давайте ценить искусство и привносить его в нашу жизнь. ''Природа, путешествия и здоровье''. Повторюсь и призову вас открывать новые места и наслаждаться красотой нашей планеты. Давайте проводить больше времени на природе, заниматься спортом и собственным здоровьем, чтобы быть в гармонии с нашей ''внутренней природой'', чтобы укреплять и поддерживать наши внутренние ресурсы. ''Любовь''. Давайте быть ближе к людям, которых мы любим и о которых заботимся, делить с ними лучшие моменты нашей жизни. Давайте просто больше заниматься тем, что мы любим, а меньше оглядываться на других, быть зацикленными на амбициях, поглощенными потреблением и тем, что нам кто-то навязывает.
Счастье как единственный индикатор. Да, именно этим предложением я хотел бы подытожить все вышеперечисленные наблюдения. Как-то обсуждая десятилетие, прожитое после окончания МВА с моим ментором, мы задумались, что многие коучи (как принято теперь называть карьерных наставников) оценивают успешность своих подопечных рядом индикаторов, таких как прогресс в карьере или заработной плате, должность или материальное благосостояние, семейное и общественное положение в конце концов. Мне же кажется, успешность можно измерить анкетой с одним единственным вопросом: ''Насколько вы счастливы?'' Мне представляется, ответ на этот вопрос может служить единым знаменателем, отражающим ''плоха ли жизнь, иль хороша''. Но самое главное, на мой взгляд, это осознание того, что, как гласит еще одно известное изречение, ''счастье - это не цель, а дорога''. И поэтому главным советом, к которому я бы прислушался, если бы учился на САФе сегодня, для меня было бы напоминание жить именно так, чтобы быть счастливым здесь и сейчас, не откладывая счастье ''на потом''.
Выпускник САФа(21.05.2015)
Игорь Ливант - о родном факультете, своей карьере и жизни в Лондоне
Как часто приходится слышать поговорку: "где родился, там и пригодился". Но часто за этой формулировкой кроется оправдание нерешительности и боязнь перемен. Всегда можно действовать по традиционной схеме: школа - вуз - работа. Причем в пределах родного города, где все знакомо, предсказуемо, без нервов. Зачем же ехать туда, где придется бороться за место под солнцем и постоянно доказывать, что ты в чем-то сильнее? Остается выбрать: спокойно плыть по течению или покинуть зону комфорта, чтобы достичь чего-то большего.
Читать дальше
Игорь Ливант, выпускник Сибирско-Американского факультета ИГУ, а ныне успешный бизнесмен, живущий с семьей в Лондоне, всегда выбирал второе: не боялся трудностей, рисковал, учился на собственных ошибках и, в конце концов, приходил к желаемому результату. Перед любым человеком открыт весь мир, нужно лишь четко понять, чего хочешь от жизни, и сделать шаг навстречу многочисленным возможностям. Как в этом может помочь качественное высшее образование, английский гость рассказал первокурсникам
Образование для космополитов
- Мои родители преподавали в институте: мама - английский, папа - французский. И сколько себя помню, с отцом мы всегда говорили по-французски. Правда, в школе я выбрал немецкий для изучения, наверное, в знак протеста. Тем не менее, со временем английский прочно вошел в мою жизнь. Дело в том, что в пятнадцатилетнем возрасте мне выпала возможность съездить в летний лагерь в Америку, и я активно, буквально за несколько месяцев, получил базовый уровень языка - с маминой помощью и посредством различных самоучителей. Помню, каждый день занимался, а перед сном слушал песни на английском, пытался уловить смысл каждого слова - всем советую данный метод, потом будет гораздо проще воспринимать разговорную речь. Не могу сказать, что в Америке мне было просто, но погружение в языковую среду дало определенные результаты, а главное - стимул учить язык дальше.
Когда пришло время выбирать вуз, стало понятно - только САФ, альтернатив нет.
- САФ - одно из немногих мест в Иркутске, где можно получить образование, которое в дальнейшем позволит построить международную карьеру. Да и сейчас учиться туда идут те, кто стремится заявить о себе на мировом рынке. При этом добиться успеха можно и в России. Знаю немало примеров, когда люди уезжали учиться или работать за границу, а затем возвращались на родину и открывали здесь весьма интересный бизнес или устраивались на работу на руководящие должности. Все зависит от ваших желаний и устремлений.
Почему бы лично я рекомендовал САФ? Во-первых, это преподавание английского, которое позволит вам выйти на очень достойный уровень знания языка. Причем я имею в виду не столько академический язык, сколько способность работать на языке. Во-вторых, здесь учат работать с источниками, искать нужные сведения в огромном потоке информации. Нереально выучить и запомнить все по той или иной теме, поэтому важно знать, где в случае необходимости можно найти интересующие вас данные. Это умение очень важно для управленцев, которым в современном мире приходится принимать важные решения на основе далеко не стопроцентного объема информации. В-третьих, САФ привил мне привычку учиться всегда и везде. Любая работа, а тем более в статусе руководителя, подразумевает постоянное погружение в новые сферы деятельности. По долгу службы мне приходилось изучать рынки электроэнергии, металлургии, розничных услуг, искусства. С помощью навыков, полученных на САФе, за две-три недели я мог уже неплохо разобраться в той или иной отрасли. Ну, и, наконец, искусство взаимодействия с людьми. Раньше я не придавал таким вещам должного значения, но с опытом понял: структурированный подход к общению, умение грамотно и лаконично излагать мысли, вести диалог -важные составляющие успеха. Вообще атмосфера в компании и корпоративная культура очень много значат. Западная модель, где руководящие должности в ведущих компаниях занимают благодаря таланту и трудолюбию, мне импонирует куда больше российской, часто основанной на бюрократии и клановости. Гораздо важнее, с кем работать, а не чем именно заниматься и за какие деньги. Кстати, в плане развития умения общаться сафовское образование сродни британскому. В английских школах детям в первую очередь (а принимают туда с четырех лет, - авт.) прививают коммуникационные навыки, поэтому уже к восьмилетнему возрасту они с легкостью могут поддержать светскую беседу не только со сверстниками, но и со взрослыми. Возможно, именно по этой причине в Великобритании даже не самые выдающиеся политики удивительно четко и ясно формулируют собственные мысли - никаких штампов и косноязычия, которые характерны для отечественных политиков.
Вверх по карьерной лестнице
В течение двух лет после окончания вуза (речь о выпуске 1997 года, - авт.) Игорь вместе с однокурсником развивал в Иркутске бизнес, связанный с информационными технологиями и экспортом химической продукции. Затем грянул кризис, а вместе с ним испарились перспективы и надежды на светлое будущее дома. Тогда и возникла идея пройти обучение по программе МВА в ведущей бизнес-школе.
- Мы поехали на учебу с будущей женой, с которой вместе учились на САФе. Для поступления в бизнес-школу потребовалось написать несколько эссе, выдержать тесты на знание английского языка и логику (TOEFL и GMAT) и пройти собеседования, которые проводили выпускники. Я поступил в INSEAD, одну из лучших школ в мире. Влиться в учебный процесс оказалось не слишком тяжело, поскольку многие дисциплины мы изучали в университете. В этом было мое преимущество как выпускника САФа перед многим другими - врачами, химиками или, скажем, оперным певцом, которые стали одногруппниками. Тем не менее, я ощущал, что со мной бок о бок учатся лучшие из лучших, поскольку им пришлось пройти жесткий отбор при поступлении на МВА (конкурс доходил до 3 человек на место, - авт.). Что мне дало бизнес-образование? Главное - знакомство с интересными и очень серьезными людьми, которые в последующем помогали и в работе, и в личной жизни и со многими мы стали лучшими друзьями. Кроме того, на обладателей степени МВА в буквальном смысле охотятся крупные работодатели, в том числе ведущие инвестиционные банки, консалтинговые и индустриальные компании. Так что очень велик шанс, что большие затраты на обучение (сейчас - порядка 70 тыс. евро, - авт.) окупятся с лихвой в очень короткий срок.
После окончания INSEAD в 2000 году Игорь Ливант выбрал из нескольких предложений работу в компании "Accenture", где проработал около года. Затем положение на английском рынке стало резко ухудшаться, и он решил перебраться обратно в Россию. Следующим профессиональным этапом стала работа в московском инвестбанке "Атон", откуда ценного сотрудника вскоре переманили в другую известную инвестиционную компанию "Тройка Диалог".
- Там на протяжении почти трех лет я занимался сделками слияния-поглощения и IPO . Интересная работа, большой поток проектов, отличная школа, профессиональная команда:всегда с теплотой вспоминаю этот период в своей карьере. После "Тройки" я устроился в американский инвестиционный банк "Goldman Sachs", где я работал в московском и лондонском офисах. С тех пор началась моя разъездная жизнь. После полугодовой стажировки в столице Великобритании я фактически перебрался туда с семьей. Моя рабочая неделя тогда выглядела следующим образом: в воскресенье или понедельник я вылетал в Москву, а в четверг-пятницу - возвращался обратно. Самолет для меня был как автобус до работы - четыре часа ходу и в офисе. Я посчитал, что за год совершал до 40 пересечений границы в одном направлении и до 150 перелетов (приходилось летать и внутри России)! Тяжело приходилось, однако эти годы я бы назвал одними из лучших в профессиональном плане: расцвет инвестиционного бизнеса в России, а значит, много работы, денег, креативных, захватывающих проектов.
Но ситуация изменилась в худшую сторону с наступлением очередного кризиса - в 2008 году. Понимая, что на рынке инвестиций ничего интересного не предвидится, Игорь согласился на предложение одной из ведущих мировых консалтинговых компаний - McKinsey & Co..
- В ней я трудился над проектами по запуску новых продуктов, в том числе для банка "Русский стандарт" и ряда фондов прямых инвестиций. Кроме того, занимался созданием долгосрочных стратегий развития для украинского энергетического холдинга и российской энергокомпании. Официально я числился в московском офисе, но продолжал еженедельно летать из Лондона. Однако после почти шести лет, почти полностью проведенных на борту самолета, я решил поискать работу поближе к дому - хотелось почаще видеть жену и детей! Устроился сначала в небольшой лондонский фонд, затем перешел в американскую компанию директором по корпоративным финансам, и в итоге организовал собственный консультационный бизнес "Ангара-менеджмент". Мы с командой единомышленников помогаем начинающим предпринимателям, поддерживаем перспективные, на наш взгляд, стартапы. Но среди массы проектов есть особый, связанный с продвижением имени великолепного российского скульптора Даши Намдакова. Мы вместе с моей женой работаем над повышением узнаваемости его творчества во всем мире: связываемся с галереями, организуем выставки, привлекаем арт-кураторов. Для меня это абсолютно новая и неожиданная сфера. И должен признаться, погружаться в мир искусства очень приятно с разных точек зрения.
Когда звезды благосклонны Есть ли универсальный рецепт успеха? Что и как надо делать, чтобы взять максимально высокую планку? По мнению Игоря Ливанта, у каждого - индивидуальный путь к звездам, да и тернии у всех разные.
- Успех - это следствие множества разных событий, которые произошли или происходят в судьбе его обладателя, это совокупность обстоятельств, знакомств, возможностей. Мы не всегда о них знаем. Взять, к примеру, историю Марка Цукерберга. По дороге к головокружительному успеху очень многое должно было совпасть в его жизни. Если бы проект, который он организовал в кампусе ради смеха, в первые 24 часа не приобрел популярность, вряд ли бы появился Фейсбук. Впрочем, вместо него могло быть что-то другое, ведь Марк - предприимчивый и рисковый, в отличие от подавляющего большинства людей, он не боится совершать ошибок. Согласитесь, оставить Гарвард ради детской забавы, в которой тебе лишь видится нечто грандиозное, что сейчас оценивается в сто миллиардов долларов, - полное безумие. Но иногда стоит довериться интуиции. Я сам пару раз порываться бросить университет и всерьез заняться акциями, но, слава Богу, родные и преподаватели отговорили. Да, возможно из меня бы получился великий инвестор, но я этого никогда не узнаю. И о принятом решении нисколько не жалею. Поэтому не советую амбициозным ребятам дружно бросать учебу и с головой бросаться в инновационные идеи, такая модель поведения - вовсе не гарантия успеха. У того же Цукерберга было миллион возможностей не довести начатое дело до конца, разориться на полпути, но обстоятельства сложились в его пользу. Если уж вы окажетесь на грани прорыва, то, безусловно, это ощутите. Стоит взять во внимание и стартовые возможности - у тех, кто добился успеха, они, как правило, выше, нежели у сверстников. Например, у Билла Гейтса было очень важное преимущество - в юности, благодаря тому, что его мама работала в университете, он получил доступ к компьютеру, и программировал ночами. Существует правило "десяти тысяч часов": если чего-то хотите добиться, придется потратить на это минимум десять тысяч часов. Вот к 18-летию Гейтс и набрал свои часы, чего были лишены 99,9% его ровесников. Или такой пример. Если посмотреть на даты рождения лучших хоккеистов НХЛ, то можно найти одну закономерность: почти все появились на свет в период с февраля по апрель. Никакой мистики - просто на момент отбора в команду они были на полгода старше своих товарищей, а значит, более развиты физически.
Особое внимание потенциальных карьеристов, в хорошем смысле этого слова, я бы обратил на умение вести переговоры . Здесь важна не столько психология, сколько информация о намерениях другой стороны. Представьте, человек продает кусок земли под Парижем, полученный в наследство. Он стремится поскорее от него избавиться и назначает среднюю цену - 20-30 тысяч евро. Для покупателя ситуация выглядит иначе: он намерен строить на этом месте торговый центр, для чего уже приобрел все соседние участки. И он готов заплатить за этот, последний, до полумиллиона евро. И вот они выходят на переговоры.. Тот, кто первым называет цену, неизбежно проигрывает. Так что лучше всего приходить на переговоры максимально информированным. Однако в ситуации, когда приходится принимать решение при почти полном отсутствии информации, надо вынудить другую сторону первой озвучить предложение. Это касается и собеседований при приеме на работу, и многих других ситуаций...
Естественно, воспользоваться или нет моими советами - дело каждого. Хочу пожелать следующего: верьте в собственные силы, не бойтесь ошибаться и никогда не опускайте руки!
Свернуть
Законы привлекательности(17.03.2014)
Волонтер должен быть милым, вежливым... и говорить по-английски
Записал Максим Арзаев
Закончились Олимпийские игры в Сочи. В свои города с триумфом вернулись победители, с чувством исполненного долга и массой впечатлений - добровольные помощники, волонтеры, чья деятельность на Играх дала возможность зрителям и участникам почувствовать все гостеприимство России. В их числе -
Евгения Матвеева, студентка магистратуры Сибирско-американского факультета Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета.
Читать дальше
Два года назад она одной из первых подала заявку на сайте волонтеров Олимпийских
игр, прошла серьезный отбор и тренинг в Томске. И отправилась на Олимпиаду.
- Я очень хотела попасть в Сочи, причем не просто зрителем, а именно волонтером,
чтобы внести свой вклад в организацию Игр. Ведь от того, как они пройдут, у
огромного числа людей сложится впечатление о нашей стране. У нас на САФе был
курс "Бизнес-этика", где нам рассказывали о восприятии России иностранцами. Она
им до сих пор представляется дикой, необразованной, недружелюбной. И мне, да и
не только мне, такое положение не нравится. Так что было желание развеять этот
миф.
- Ну и как - удалось?
- Считаю, что удалось. Я работала в Олимпийском парке. Задача была простая: всем
улыбаться и отвечать на вопросы. Но оказалось, парк огромный, я была шокирована
его размерами - 200 гектаров! Первый сектор - входная зона. Второй - павильоны
маркетинговых партнеров. Третий - главный олимпийский магазин "Bosco", дома
гостеприимства разных стран, дом Деда Мороза. Четвертый сектор -
соревновательные объекты. Попробуй-ка разберись. Нам все объясняли на тренингах,
правда, после них в голове ничего не осталось. Намного больше я узнала уже в
процессе. Хватило четырех дней работы на разных секторах. В принципе, к началу
Игр я знала парк на 100 процентов.
- Где вы жили?
- В волонтерских деревнях. Их было несколько, моя называлась "Омега".
- Насколько сложно было работать? Ведь столько совершенно разных людей, и всем
нужно помочь...
- Это было интересно и не очень сложно. Представьте, до начала соревнований 15
минут, огромный поток людей, который нужно организовать и направить. Тут-то и
пришлось вспомнить все, чему учили на родном факультете. Нам преподавали
дисциплины, которые, как оказалось, полезны не только в бизнесе, но и в общении.
Например, "Психология и педагогика", "Организационное поведение", "Управление
персоналом". И, конечно, очень помогло знание английского языка. Бывали
ситуации, когда меня звали, чтобы разрешить какое-нибудь недоразумение.
Иностранцы уже нервничают, а тут я, мило улыбаюсь и говорю: "Hello, may I help
you?". И все - проблема решена.
Спасибо преподавателям - я могла совершенно свободно общаться с англоговорящими
гостями. На САФе английский язык изучается очень плотно, особенно на первых
курсах. Очень толстые учебники по 700 страниц, которые нужно за два месяца
прочитать, выучить, сдать по ним тесты, экзамены. Вообще, за годы учебы
английского у меня было очень-очень много. Ведь я училась сразу на двух
программах бакалавриата - российской и американской и получила дипломы двух
университетов - Иркутского и Мэрилендского.
Знаете, очень приятно слышать, когда иностранцы, отходя уже от тебя, говорят: "Я
встретил русского волонтера, который говорит по-английски, он очень хорошо все
объяснил".
- Женя, расскажите о самых ярких событиях, которые Вам запомнились в Сочи?
- Каждый день был уникальным. Например, я работала на Площади победителей.
Спортсмены шли к ней по специальному мостику. У нас была возможность буквально в
пяти метрах увидеть атлетов, которые стали Олимпийскими чемпионами, и
сфотографироваться с ними. А еще мне понравилось, что я ни разу не стояла на
одной и той же точке. Мы сами выбирали, говорить ли в мегафон, стоять у
информационной стойки или помогать садиться в гольф-кары.
- А свободное время у вас было?
- НЕ очень много, но было. Я побывала на выставке регионов - очень интересное
мероприятие: понимаешь, насколько велика и богата наша Россия. Была в павильоне
"Кока-колы", одного из официальных спонсоров Игр. Там собрано много спортивных
регалий, предметов. Например, мяч с первого чемпионата мира, форма одного из
знаменитых спортсменов нашей сборной. Посетила дом болельщиков российской
команды, общалась с нашими спортсменами.
Впечатлений от поездки в Сочи у меня масса. Это было замечательное приключение и
интересный опыт, ценность которого мне, кажется, еще предстоит осознать. И если
у меня появится возможность еще раз поучаствовать в чем-то подобном, я
обязательно это сделаю!
Евгения Матвеева, студентка магистратуры Сибирско-американского факультета